Сверхсложная задача: сможет ли Tesla выполнить свои обещания?

В воскресенье Tesla представила свою отчетность по отгруженным автомобилям за второй квартал. Количество поставленных автомобилей несколько снизилось по сравнению с первым кварталом. Всего было поставлено 14 370 автомобилей, 9 745 из которых были седаны Model S и 4 625 – внедорожники Model Х.

В отличие от большинства других автопроизводителей, Tesla не предоставляет отчетности по ежемесячным продажам. Но с целью предоставления инвесторам, средствам массовой информации и клиентам широкой информации о компании, она недавно начала публиковать итоговые результаты за квартал.
 
В первом квартале Tesla поставила 14 820 автомобилей и подтвердила свои плановые показатели производства в год на уровне от 80 000 до 90 000 автомобилей.

Во втором квартале Tesla не оправдала ожиданий, по которым объем производства должен был составить от 15 000 до 17 000 автомобилей. И если мы сложим эти показатели, то получим сумму лишь около 29 000 поставленных автомобилей за первую половину 2016 г. – хотя Tesla и заметила, что 5 150 автомобилей из общего количества в 18 345 единиц, которые уже были изготовлены, сегодня находятся в процессе отгрузки клиентам и будут учитываться как продажи в третьем квартале.
 
Tesla также заявила, что она планирует изготовить и поставить 50 000 автомобилей во втором квартале года.

Таким образом, опять же, есть риск невыполнения плановых показателей Tesla за год. Для того чтобы выйти на средние показатели, предусмотренные своими планами, компании понадобится изготовить с июля по декабрь столько же автомобилей, сколько она изготовила за весь 2015 год. Однако Tesla еще ни разу не производила 25 000 автомобилей за квартал.
 
Мы видим ту же картину, что и в 2015 году… или в 2014 году…

Мы все это уже видели. Tesla увеличивает объемы производства и поставки продукции за квартал из года в год. В первом квартале 2016 года объем производства и поставки автомобилей выросли на 50% по сравнению с аналогичным кварталом 2015 года, а уже во втором квартале 2016 соответствующие объемы производства и поставки выросли на 20% по сравнению с первым кварталом 2016 года.

На сегодня Tesla реализует еще одну модель автомобиля, а именно внедорожник Model Х – несмотря на то что производственные мощности сталкиваются с многочисленными проблемами и возможности конвейера еще в значительной степени ограничивают объемы производства Model S.

Впрочем, Tesla никогда не отличалась соблюдением производственных планов на этапе полугодия, и все, кто следит за работой компании, просто должны согласиться, что она будет спешить с выполнением планов, но вряд ли достигнет и минимального запланированного уровня производства.

Я хотел бы заметить, что ни один другой автопроизводитель такой проблемы не имеет.

Если компания Ford заявляет, что она собирается изготовить количество X пикапов модели F-150 за год, она производит Х единиц таких пикапов, упреждая любые забастовки или серьезные перебои в цепи снабжения. Если компания Ferrari заявляет, что она собирается изготовить 1 000 суперкаров, она производит 1 000 суперкаров.

Tesla нужно показать значительный прогресс для достижения своей завышенной сегодня цели по поставкам 500 000 автомобилей в год к 2018 году, поскольку за последние два года она последовательно прогнозировала почти удвоение объема продаж и почти достигала этого уровня.

Но опять же, обратимся к арифметике. Предположим, что компания будет придерживаться своих обещаний и изготовит 90 000 автомобилей в этом году, затем в 2017 году удвоит этот показатель (немного его округляя) и выйдет на уровень 200 000 автомобилей. И все равно, в 2018 году для достижения планового показателя не будет хватать 100 000 автомобилей.

Введение Model 3
 
Решение заключается во введении нового массового автомобиля, Model 3. Имея 375 000 предварительных заказов, Tesla выполняет лишь треть из них (при условии, что не упадет спрос на Model S и Model X).

Теоретически, Tesla имеет производственные возможности для исправления этой ситуации. Ее фабрика в штате Калифорния, совместное предприятие GM и Toyota, может выпускать от 400 000 до 500 000 автомобилей на полной мощности. (На сегодняшний день Tesla эксплуатирует только две производственные линии.)

И в автомобильной отрасли говорят, что Tesla планирует сделать Model 3 значительно проще в изготовлении, принципиально отказываясь от “гибрида” слишком сложной Model X.

И все же…

Компания имеет много нерешенных проблем

На самом деле нельзя сказать, что Tesla пока серьезно работает над внедрением Model 3. Создается впечатление, что автопроизводитель фактически застрял в решении проблем Model Х, занимаясь масштабным отзывом автомобилей Model S, имевшим место в прошлом году, и пытаясь приобрести “Солар Сити» [SolarCity] – компанию, занимающуюся лизингом солнечных батарей, которая сейчас оказалась в трудном положении (руководство компанией осуществляет кузен Маска [Musk]. (Маск [Musk] является председателем правления.)
 
Цена может составить 3 миллиарда долларов США (за весь акционерный капитал), с зачислением долга в более чем 3 миллиарда долларов США на баланс Tesla.
 
Сделка становится более понятной, чем полторы недели назад, когда объявление о ней просто сбило всех с толку.

Маск хочет, чтобы Tesla стала компанией, предоставляющей “энергетические решения”, а не только автопроизводителем. Он намерен продавать вам все необходимое – от автомобиля до солнечных батарей и большой батареи для хранения электроэнергии – для перехода на использование экологически безопасных технологий, отказа от подключения к электросети или по крайней мере переформатирования ее использования.
 
Но давайте будем откровенными! Удивляет решение о поглощении другой компании в то время, когда необходимо быстро и эффективно организовать производство Model 3? Плачевное финансовое положение могло заставить Маска форсировать события, но в любом случае это – не тот фактор отвлечения, который ему сейчас нужен, если он собирается «жить» на производстве Tesla и лично проверять автомобили Model 3, сходящие с линии.

Мы должны быть удивлены тем, что показатели Tesla за второй квартал несколько разочаровали.

Но дело в том, что наше разочарование не имеет достаточных оснований. Мы знаем, как все происходит. И мы понимаем, что ждет Tesla: такая же сверхсложная задача на вторую половину 2016 года, с которой она столкнулась в 2015 и 2014 годах.

Однако на определенном этапе в будущем такой подход к делу должен в корне измениться.

Серьезные автопроизводители способны управлять своими производственными возможностями, обеспечивая максимальную доходность. В течение следующих двух лет Tesla предстоит выяснить собственные производственные возможности и научиться их максимально использовать.

Мэтью ДеБорд, Businessinsider

Перевод осуществлен при поддержке бюро переводов “Антей”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *